Образ женщины в искусстве Ирана 18 – 19 вв
В культуре Ирана 18 – 19 вв. сложился необыкновенный образ женщины, который стал частью мировой культуры. В период Каджарской династии, длившийся с 1796г. - по 1925 г., женщину было принято изображать, лишив ее естественного обаяния, притягательности и природной красоты. Стиль, созданный в Тегеране во дворцах каджарских шахов, был официальным изображением женского портрета и получил название каджарский стиль.
В каджарском стиле в полный рост изображалась женщина, соответствовавшая представлению о красоте того времени. Это округлый овал лица с маленькими, едва улыбающимися губками и, непривычной для нас, единой линией бровей. Взгляд изображал задумчивость, придававший картине больше естественности. Большое внимание к изображению мелких деталей гардероба, причесок, а также проработка черт лица светотенью, показывало, что иранские художники http://www.risunoc.com/2015/07/iranian-artist-keyvan-heydari.html были знакомы с европейским искусством и пытались перенять их изобретения и опыт. Это подтверждает и использование пейзажных мотивов и частые изображения на фоне открытого окна.
Женщины на картинах, обычно, представлялись в нарядах согласно модным тенденциям Европы 18 в. - украшения, пышные юбки. Тогдашние художники хотели показать свою модель в танце - это делало картины более живой. Даже при том, что женские портреты каджарского стиля были написаны в конце 18 - середине 19 вв. техника исполнения относит их в категорию искусства средневековья. Это и скурпулезная передача на картине мелких деталей, и стремление к плоскостному изображению фигур. Картины исполненные таким способом, когда автор не стремится придать объем тел и предметов, были характерны для Европы 13-15 вв.
Однако, они во многом не похожи на картины европейского средневековья, в том числе готические. В живописи готического стиля в образе женщины художники хотели передать ряд абстрактных идей – материнства, смирения, невинности, добра. Готическая женщина – это квинтэссенция религиозности европейского средневековья. Художники работавшие в Иране во времена Каджарской династии не ставили себе задачу передать естественную женскую красоту. Их работы имели придворно-утилитарное назначение. Шахи, при дворцах которых они работали, ставили им задачу: написать картину, соответствующую представлению о традиционном придворном портрете.
Таким образом каджарский стиль представил своеобразное видение женщины, не встречающийся нигде в мировой культуре. На картинах тех времен она подчеркнуто лишена соблазнительности и своего природного очарования. Это не просто необычно, но и восхитительно.
< Предыдущая | Следующая > |
---|