Дестабилизация Китая – клановые войны
Китай «штормит». В стране начался сезон массовых выступлений, спровоцированных информационной войной против руководства Компартии и «элитной» междоусобицей. Китайский же интернет в каждом волнении видит «жасминовую революцию».
Мелкие и крупные волнения возникают по всей стране. Поводом является что угодно - снос домов для новой «стройки века», коррупция, чиновничий «беспредел». Редко подобные бунты заканчиваются победой протестующих, чаще репрессиями. Но количество таких бунтов уже более 20 тыс. в год, что заставляет задуматься.
В основе такого количества волнений лежит невероятное классовое расслоение. Семьдесят миллиардеров и 500 тысяч миллионеров, против 160 миллионов официальных нищих и 700 миллионов на грани нищеты. 4\5 населения – крестьяне из бедных провинций. 120 миллионов из них стало гастарбайтерами в богатых восточных провинциях.
Ситуация напоминает сидение на бомбе замедленного действия. Даже премьер-министр Вэнь Цзябао открыто заявляет, что ситуация крайне нестабильна, и государство трещит под напором огромных внутренних проблем.
Не помогает даже то, что события на площади Тяньаньмэнь заставили Китай беспокоиться о преемственности и прочности власти. По планам, на XVII съезде КПК в октябре, лидером станет Си Цзиньпин. Это уже пятое поколение руководства, подобранного постоянным комитетом политбюро ЦК КПК.
Эта структура, наделенная широкими полномочиями, уже 20 лет регулирует отношения между тремя китайскими кланами: «князьками» - детьми революционных лидеров и старых руководителей Китая; «комсомольцами» - политиками времен «культурной революции», и «технократами» - профессионалами, выдвиженцами Дэн Сяопина.
Хотя деление это весьма условно, что видно на примере будущего лидера Си Цзиньпина, Бо Силая, Ху Цзиньтао и теперешнего премьер–министра Вэнь Цзябао.
Безусловно, еще одним влиятельным кланом является китайский генералитет, в котором немало «князьков». Отличаются тем, что рассматривают войну в качестве основы государственного строительства и хотят вернуться к «новой демократии» Мао Дзедуна.
На фоне этих разногласий, в китайском интернете началась кампания разоблачения «кровавых преступлений» Мао Дзедуна и критика китайской элиты, переправившей свои семьи и средства в США, но при этом защищающих социалистический строй. Появилось понятие «китайского голодомора» времен «большого скачка». И это все на фоне подчеркивания преимуществ западной демократии. Так же, в интернет выкинули массу компромата на представителей элиты, рассказывающего о построении карьеры первыми лицами и о клановых разборках.
Многие эксперты эту виртуальную войну связывают с противостоянием кланов председателя Ху Цзиньтао и бывшего партийного лидера Цзян Цземиня.
Началось все с середины марта, с ареста секретаря Коммунистической партии в Чунцине Бо Силая (клан Цзян Цземиня) за коррупцию. Это вызвало сообщения о возможном военном перевороте, о партийных чистках, арестах в окружении обвиняемого. Судя по сообщениям, жена Бо Силая перевела в заграничные банки шесть миллиардов долларов, и убила англичанина Нейла Хэйвуда, агента МИ-5.
После этого общественность узнала, что главным коррупционером является не Бо Силай, а, оказывается, китайские военные во главе с семьей будущего лидера Си Цзиньпина, поскольку они владеют активами нескольких компаний, виллой в Гонконге, плюс еще и другой недвижимостью. Это было воспринято, как ответный ход "клана Бо Силая и Цзян Цземиня". Правда, о том, что китайская элита переводит свои деньги в иностранные активы, банки и недвижимость, знаю все, но такие разоблачения все-таки достигают своей цели.
Но нельзя сказать, что ситуация столь однозначна, даже эксперты расходятся во мнениях по поводу происходящего. Часть считает это возвратом к идеям «культурной революции», часть - разгромом реформаторами популистов – коррупционеров, некоторые - зачисткой остатков китайской элиты, другие – обезвреживанием китайского Горбачева Бо Силая для спасения страны...
Сейчас сложно сказать, как китайское руководство будет решать столь проблемную ситуацию. Здесь сплелись объективные проблемы страны, кризис элиты и все растущее недовольство подавляющего большинства населения. Оно уже выплеснулось в прошлый понедельник на улицах провинции Сычуань. Нам же эта история, от разоблачений, призывов, и до примитивного компромата, напоминает перестроечные годы в Советском Союзе…
< Предыдущая | Следующая > |
---|