Святилище возрастом 11 тыс. лет - Пуповинная гора (Гебекли-Тепе)
|
В 1995 году на юго-востоке Турции, в местечке Гёбекли-тепе, начались раскопки древнейшего в мире святилища. Оно было сооружено в эпоху неолита. Никто не ожидал, что охотники и собиратели — дикари из дикарей — возводили храмы. Особенно много вопросов вызывают странные символы, обнаруженные здесь. Они так похожи на письмена. Но мыслимо ли такое? Ведь этим знакам — 11 тысяч лет!
Деяния охотников-зодчих
Гёбекли-тепе (Пуповинная гора) — голый холм высотой около 15 метров и диаметром примерно 300 метров — один из бессчетных холмов в этом нелюдимом, пустынном краю на юго-востоке Турции, в верховьях Тигра и Евфрата. Участники экспедиции, организованной Германским археологическим институтом (ими руководит Клаус Шмидт), приступили к раскопкам в 1995 году. И вот первая неожиданность. Сразу под тонким слоем почвы, покрывавшим вершину холма, прятался каменный век. Едва приступив к раскопкам, археологи обнаружили стены и Т-образные столбы из известняка — большинство достигало в высоту примерно трех метров. Их поверхность украшали рельефы, на которых натуралистично изображались животные. Здесь собрался целый "зоопарк каменного века": леопард, лиса, дикий осел, змея, утка, кабан, дикий бык, журавль.
Глядя на них, представляешь, что утки вот-вот крякнут, лиса бросится на добычу, а кабан грозно устремится на вас, посверкивая клыками. В ту эпоху не было создано ничего подобного по красоте и изяществу (по крайней мере, нам пока неизвестно об этом). Эти памятники относились к раннему периоду неолита — примерно к середине Х тысячелетия до новой эры. Но только ими находки археологов не ограничились.
В Гёбекли-тепе раскопали четыре округлые постройки, достигавшие в поперечнике 15-20 метров.Вдоль их невысоких стен, а также в центре помещений высилось почти четыре десятка монолитных столбов, весивших до 20 тонн. Как отмечают исследователи, самые крупные — центральные — монолиты Гёбекли-тепе (их высота достигала пяти метров) напоминают каменные плиты Стоунхенджа — вот только они старше почти на шесть тысяч лет. Очевидно, в их транспортировке из расположенной неподалеку каменоломни участвовали десятки и, может быть, даже сотни людей.
В принципе стены построек Гёбекли-тепе, сложенные из бутового камня, то есть неотесанного камня неправильной формы, выглядят довольно неказисто, но ведь зодчие каменного века только набирались опыта. Позднее они откажутся от традиционной для древнейших построек круглой формы зданий и станут выкладывать прямые углы — этот принцип строительства переживет тысячелетия.
Геомагнитные исследования показали, что весь холм был застроен некими округлыми сооружениями. По-видимому, полтора десятка построек предстоит раскопать в ближайшие годы. По оценкам ученых, в земле покоится еще и две сотни каменных столбов, очевидно, тоже украшенных рельефами. Среди них могут оказаться и глыбы более внушительных размеров. Так, в каменоломне найден неоконченный монолит высотой 7 метров и весом 50 тонн.
Как полагают археологи, здесь находилось крупное межплеменное святилище эпохи неолита, древнейшее известное нам культовое сооружение человечества. Его раскопки побуждают ученых заново переписывать важные главы ранней истории цивилизации.
Известно, что в эпоху неолита, повинуясь воле вождей, жрецов и старейшин, люди возводят грандиозные каменные постройки, где почитают понятных им природных богов. Сии столпы и опоры защищают урожаи и скот древних пастухов и пахарей от порчи и падежа. Однако никогда еще ученые не находили святилища, возведенные в ту эпоху, когда наши предки не знали ни земледелия, ни скотоводства. Считалось, что изысканная архитектура сакральных сооружений зародилась гораздо позже, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни. Лишь тогда люди начинают возводить святилища, запрашивая у богов милость и благодать для своих поселений и полей.
Однако открытия археологов, сделанные в Гёбекли-тепе, свидетельствуют, что появление монументальных культовых сооружений предшествовало неолитической революции. Скорее уж, наоборот, заручившись дружбой с богами, "прикормив" их жертвами, люди постепенно переходили к оседлому образу жизни, очевидно, выбирая для проживания местность, в которой боги были дружелюбны, благоволили им. Научившись дружить с богами, они все реже соглашались покинуть край родных богов — и если пропитания было им недостаточно, сами пытались выращивать нужные злаки, лишь бы не оставаться один на один с неизвестностью — с хаотическим миром неведомых сил, простиравшимся вдали от знакомого храма.
По мнению Клауса Шмидта, впрочем, пока не доказанному, в строительстве храма в Гёбекли-тепе, видимо, принимали участие самые разные племена, жившие на этой территории. Они заключали друг с другом своеобразный союз, освященный именами богов, правивших этой страной. Возникало подобие государства, где верховная власть пока принадлежала богам. Впрочем, лишь тысячи лет спустя появится настоящее государство, где будет править царь, объявивший себя одним из богов.
Строительство подобного архитектурного комплекса предполагало также, что в обществе произошло разделение труда: одни люди неделями возводили стены и колонны, другие добывали для них пищу. Во всяком случае, анализ особенностей постройки убедил ученых, что здесь работали опытные каменотесы и каменщики — люди, которые подолгу занимались одной и той же работой, не отвлекаясь на заботы о хлебе насущном.
При раскопках Гёбекли-тепе не удалось найти никаких предметов повседневного обихода, жилых комнат, очагов и погребений. Люди не селились здесь. Они приходили сюда почтить богов. Лишь во время строительства храма, а также в дни крупных религиозных праздников в окрестности Гёбекли-тепе могли проживать, по оценке Шмидта, до пятиста человек. Это были строители, служители культа, купцы, выменивавшие товары. Всем им надо было чем-то питаться.
"Одной лишь охотой, — полагает Шмидт, — такое количество людей нельзя было прокормить". Местным жителям приходилось, наверное, возделывать питательные растения и содержать пойманных заранее животных — так зарождалось сельское хозяйство. Религиозное сознание заставило древних людей отправиться в глухой, пустынный край — на ничейную землю, не занятую ни одним племенем. Чтобы выжить здесь, им, наверное, пришлось переменить свой образ жизни и от сбора пищи перейти к ее выращиванию. Со временем такие же "дикари" основали в Анатолии один из древнейших городов планеты — Чатал-Гуюк.
Всему Боробудуру пример
Около 7500 года до новой эры Гёбекли-тепе внезапно пустеет. Происходит нечто странное: грандиозное святилище засыпают землей. Вот так — в "законсервированном" виде — оно простоит почти десять тысяч лет, прежде чем сюда придут археологи.
Можно только гадать о причинах, заставивших "возвратить в прах" святилище, служившее верой и правдой веками. Сперва внутри помещений были возведены дополнительные стены. Они загородили "звериные рельефы", замуровали их. Позднее святилище и вовсе исчезло под землей. Однако никто уже не отважился здесь селиться. Гёбекли-тепе стал запретной зоной. Люди отвернулись от древних богов, но гнева их боялись, как и много веков назад.
Но боги вновь вернулись — под ударами лопат археологов. Если бы не предусмотрительность их давних хранителей, за многие тысячелетия эти камни и обелиски давно были бы расхищены рачительными по части ресурсов потомками, как, может быть, расхищены, пущены на позднейшие постройки другие святилища каменного века, если таковые были. Наверное, были?
Вспоминается один из величайших памятников индонезийской культуры — храм Боробудур на острове Ява. Строительство храма, прославляющего Будду, началось в конце VIII века новой эры. Когда же сто лет спустя к власти на Яве вновь пришли поклонники бога Шивы, они намеревались разрушить Боробудур, но, опередив их, буддисты засыпали храм землей. Под ее слоем он хорошо сохранился и лишь в середине ХIХ века вновь был открыт археологами. Может быть, и святилище в Гёбекли-тепе засыпали, чтобы спасти отчую веру от идолопоклонников? В любом случае оно сохранилось в идеальном для археологов виде.
А бояться хранителям храма, наверное, было чего! В VIII тысячелетии до новой эры образ жизни людей, населявших Переднюю Азию, разительно меняется. Мир охотников и собирателей неотвратимо уходил в прошлое, уступая место возделыванию земли — занятию, о котором древние жрецы Гёбекли-тепе могли бы сказать библейскими стихами: "Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт 3, 17 - 19).
Проклятий жрецов не слушали. Их святилища забыли. Ритуалы и магические знания, которыми владели они, чтобы приманивать зверя, были отвергнуты на века. И тогда жрецы возвратили храм в прах, из которого некогда "он был взят". Пусть покоится он, пока не вернется вера. Громадные каменные сооружения бережно засы¬пали землей и камнями, похоронив богов, как хоронят вождей и старейшин, долго диктовавших свою непререкаемую волю племени.
Окрестности Гёбекли-тепе опустели. Здесь было мало земли, пригодной для возделывания, и люди покидали край старых, но беспомощных богов и уходили в неизвестность. В ту эпоху предпочитали селиться не в глуши лесов и гор, где нехоженые тропы ведут к непуганому зверью, а на берегах рек и озер, в голых степях и обширных долинах — везде, где имелась земля, пригодная для обработки, вода для орошения полей и пастбища для тучных стад скота. Вера, исповедуемая "пастырями овец" и земледельцами, вполне осязаема: это вера в плодовитость земли, в богиню-мать, одарявшую всех и вся плодородием. Об этой вере напоминают керамические фигурки богинь с пышными женственными формами.
Памятные алефы охотников
Но до этого были две тысячи лет "циклопического строительства". И сама техника возведения зданий поколебала наши представления об эпохе неолита.
В самом деле, стены древнейшего в мире святилища украшены некими абстрактными значками, которые повторяются в произвольном порядке. Эти геометрические символы и фигурки животных, похоже, нечто большее, нежели простой орнамент. За их графическими комбинациями, возможно, скрываются слова и фразы. Судите сами: громадные рукотворные столбы, и на них нанесены самые разные значки: Н, повернутое на 90 градусов, Н с овалом, круг, горизонтальный и вертикальный полумесяц, горизонтальная планка. Рядом с ними — стилизованные "алефы" несусветной древности: значки, в очертаниях которых легко угадываются бычьи головы, фигурки лис и овец, змеи, свернувшиеся клубком, пауки.
Вот пример некой фразы, составленной из подобных пиктограмм. На столбе номер 33 знаки выстроились цепочкой: здесь дважды встречается H в окружении змеиного клубка, пауков и крохотной овцы. "Это более чем узор, — полагает Шмидт. — Очевидно, надпись содержит какое-то послание, понятное только людям той эпохи".
Похоже, что мы имеем дело с древнейшей системой кодирования информации. Ученые избегают говорить о письменности, поскольку это взрывает все укоренившиеся представления о становлении человеческой культуры и говорит лишь о том, что "строители Гёбекли-тепе пользовались сложной символикой для состав¬ления сообщений и передачи их другим людям" (К. Шмидт).
"Впрочем, вряд ли в скором будущем удастся надежно истолковать символику Гёбекли-тепе, — признает немецкий археолог, автор изданной в 2006 году книги "Они строили первые храмы". Можно лишь отметить, что люди, жившие в Гёбекли-тепе, обладали большим запасом разнообразной лексики, позволявшей им составлять какие-то сообщения, которые, очевидно, выходили далеко за рамки укоренившихся впоследствии представлений о плодородии".
От Гёбекли-тепе до Шумера?
Гёбекли-тепе — воистину особое место. Здесь человек эпохи неолита впервые явил всю мощь своих дарований. Здесь 11 тысяч лет назад стало ясно, что человек необычайно одарен и его таланты проявляются в самых разных сферах жизни: в архитектуре, ремеслах, искусстве, религии.
Правда, до сих пор в окрестностях Пуповинной горы не найдено ни одного крупного поселения, в котором могла бы жить паства святилища Гёбекли-тепе. Однако в радиусе 150 километров от священной горы в интересующую нас эпоху (9600-8800 годы до новой эры) существуют поселения: Невали-Чори, Кайёню, Халлан-Чеми, Джерф-эль-Ахмар, Телль-Кварамель и Чейк-Хассан. И их жители, очевидно, поддерживают отношения с обитателями Гёбекли-тепе. При раскопках некоторых поселений найдены изображения знаков, которые употреблялись в Гёбекли-тепе: миниатюрный заяц (или лиса?) и змеи на камне из Джерф-эль-Ахмара, зигзагообразные линии и круги на каменной плите из того же поселения, змеи и тысяченожки на камне из Телль-Кварамеля.
Три тысячи лет спустя, около 6500 года до новой эры, жители Саби-Абь-яда — поселения, лежавшего на холме к югу от давно забытого уже святилища Гёбекли-тепе (расстояние между ними составляло менее ста километров), — запечатывали свои сокровища и припасы печатями, на которых красовались три зигзагообразные линии, напоминавшие букву "М". По мнению Клауса Шмидта, этот символ — своего рода стилизованное изображение паука, известное нам по Гёбекли-тепе. Появляются и другие памятные символы: тысяченожка, змея, бык, кабан. "Я бы сказал, первое, что подумалось: на этих печатях мы вновь видим иконографию Гёбекли-тепе", — признался Шмидт.
Поселение в Саби-Абьяде просуществовало еще три тысячи лет — вплоть до эпохи Урука. Что если в символике Шумера, знаменующей, по нашим представлениям, рождение первой цивилизации на Земле, отражается — последним, прощальным отблеском — сияние величественной культуры охотников и собирателей, культуры Гёбекли-тепе?
Как пишет на страницах немецкого журнала Bild der Wissenschaft Xa-ральд Хауптман из Германского археологического института: "Вполне может быть, что у пантеона месопотамских богов IV—III тысячелетий до новой эры были свои предшественники. Я думаю, что в Гёбекли-тепе уже тогда сформировались представления, нашедшие впоследствии отражение в шумерской культуре".
Конечно, четыре тысячи лет — срок немалый, но, может быть, дальнейшие раскопки на территории турецкого Курдистана, Сирии, Ирака, Ливана (то есть в горячих точках современности, что звучит несколько абсурдно) позволят более детально установить связи между древнейшими островками цивилизации, возникшими 5-10 тысяч лет назад на территории Передней Азии. Но ждать разгадки придется еще нескоро. Пока в этом регионе звучат взрывы и идут локальные войны, дело большинства археологов — лишь строить догадки.
...Мы до сих пор недооцениваем людей каменного века. Они не были бессильными рабами Природы; они научились выдерживать ее удары, противостоять ей. Люди этой эпохи умели вполне здраво размышлять и находили способы решения многих проблем, одолевавших их. Лишь когда человек начал возделывать землю, он вновь стал рабом Природы, заложником ее климатических капризов.
Источник: "Знание - Сила"
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Последние новости раздела Культура
- Евровидение 2017 - 25.03.17
- "Миссия невыполнима 5" - 04.03.15
- Фильм "Бульварный переплет" - 02.03.15
- Комедийный сериал "Интерны" - 22.02.15
- Ноябрьские краски Монтенегро - 27.11.14
- Обзор фильма "Самый опасный человек" - 18.11.14
- Большой Будда - 13.11.14
- Бизнес с Турцией – дело личное - 19.10.14
- Бесплатная электронная библиотека - 10.10.14
- «В спорте только девушки»: о фильме - 05.10.14