Ориген: манипуляция фактами - история христианства
Весьма сложные и чрезмерно тонкие христологические споры были переплетены в истории иными богословскими спорами, проводимых не на основном пути в догматическом развитии, не на шоссейной дороге, а якобы по идущей параллельно проселочной дороге. Проповедовал эту особенность очень распространенный в то время институт монашества, который жил обособленными массами. Ориген являлся главным богословским проповедником аскезы, а его утонченные суждения о духе и плоти в спиритуалистическом стиле с языческой александрийской философией привлекали к внимание богословствующих аскетов, которые постоянно изучали Оригена. И они с увлечением переживали его полуязыческие суждения о зарождении мироздания еще до плоти существовании души, о переселении душ и о апокатастасисе. В качестве наиболее авторитетных и руководящих центров подобных увлечений выступали монастыри в палестине – Мар-саба (св. Саввы), а также Новая Лавра в Фекое около Вифлеема. Представителями таких монархов-оригенистов при соборе Константинопольского патриарха Мины были Феодор Аскида и Домициан (536 год). И тот, и другой в столице показали личную богословскую интеллигентность, из-за чего были закреплены за выдающимися епископскими кафедрами: Домициан – за Анкирской, а Феодор Аскида – за Кесарие-Каппадокийской. Как важные деятели в церковном управлении, их двоих не было послано в назначенные места и они остались в столице. Доверенным лицом у самого императора Юстиниана был Феодор Аскида.
Аскида возглавил свой пост в исключительно неблагоприятное для него время. Так как в то же время влиятельный Юстиниан был настроен ведущими по церковным вопросам советниками с целью укрощения непокорных монахов-оригенистов. В Палестине они имели проповедническое большинство, влияя этим самым на своего богословского начальника, епископа Иерусалимского Петра. Не задумываясь, Петр выслал в Константинополь доклад, что его монахи больны оригенистической болезнью.
Здесь же, проездом из Александрии, оказался и весьма влиятельный настоятель – апокрисиарий римского папы – сам диакон Пелагий, который в дальнейшем станет папой. Пелагийский совет только подтолкнул реакцию власти. Не так патриарха Мины, как самого Юстиниана. Юстиниан полностью погружался в богословские споры не по определенным мотивам, а потому что он был властеноситель большой вселенской империи, в обязанности которого входило спасение ее единства. Спасение с помощью единства католической веры. Именно по своему императорскому интересу – вычищению сепаратистской заразы на обочине, Юстиниан так оживленно принялся за дело после доклада. И в тот же момент принялся использовать полностью личное право христианского величия – оказывать влияние на иерархическую проповедническую среду, которая склонна привести к безысходным и длительным спорам.
Со страниц учебников все знают, что знаменитый христианский ученый III века, аскет и проповедник был осужден на V Вселенском соборе. Помимо того, суждения об Оригене не упоминались ни при одном из заседаний собора.
Некоторые старые (Garnier, Walch) и новые (Vincenzi) ученые – издатели текстов считают, что здесь имя Ориген прописано позже.
Даже если считать, что это происходило не так, то по времени осуждения Оригена и по лицам присутствовавших на суде, этот момент можно причислять к дате V Вселенского собора, в состав которого входили упомянутые лица. Наблюдается большая схожесть с тем составом лиц, который выполнял полномочия в период с марта по апрель 553 года, непосредственно уже при Вселенском соборе.
То, что наблюдалось волнение среди палестинских монархов-оригенистов, никак не давало спокойствия императору Юстиниану, после издания строгого эдикта Оригена им в 543 году, который подписали все патриархи. В письме, предназначенному патриарху Мине, где предлагалось осуждение Оригена, Юстинианом была сформулирована доктринальная вина Оригена.
Император Юстиниан, когда предлагал собору обсудить данный вопрос в 543 году, представителем которого был патриарх Мины, причислял палестинских монахов к ученикам Платона, Пифагора и Оригена. Как не странно, но это очень важный вопрос – за Оригеном ли закреплены перечисленные мнения? И так как «орегенисты» их высказывали, то и Ориген был осужден. Вроде того, как несторианство осуждало Феодора Мопсуестийского, хотя он и не виноват во всех деяниях несторианства. А значит можно считать, что между Оригеном и оригенизмом, есть существенное различие.
Этот указ императора Юстиниана, в тексте которого говорилось все против Оригена, был сознательно помещен в «Деяния соборов» (Harduin и Mansi) издателями в сборнике актов V Вселенского собора.
Неуместное такое вложение, без каких либо объяснений, можно доказать тем, что в том же V соборе, вложено еще и других 15 анафематизмов против Оригена, открытые только в конце 17 века в Венской библиотеке.
Hefele причисляет эти анафематизмы к собору Мины 543 года, а Duchesne – к раннему собранию соборных отцов 553 года, еще перед началом вселенского собора.
Предоставленные 15 анафематизмов в действительности дублируют предыдущие 10 только в расширенном виде.
Конечно же, если разобраться, то совместно с монашескими проповедываниями монофизитского спиритуализма, этот же спиритуализм, несущий в себе языческие рамки, брался за основу и в некоторых монашеских течениях Оригена и тут же пополнялся сведениями неоплатоников.
Цитадель оригенистов по-прежнему находилась в Палестине – в Новой Лавре. Начиная с 547 года, ее направление было названо «исохристы», потому что мыслили в апокатастасисе – равенство всех в состоянии, приближенном к Христу.
Другие были названы «протоктистами». Так же они назывались «тетрадитами» и «неолавригами». Их больше относили к православным, которые выступали наряду с православными против «исохристов». Проявлял солидарность вместе «исохристами» и Феодор Аскида. Они привели к Иерусалимской кафедре своего избранника. И в своих приемах использовались элементы насилия. Юстиниан убрал с поста кандидата «исохристов» и выдвинул своего проповедника Евстохия в 552 году, как раз перед V Вселенским собором. Судя по фактам, в это же время Юстниан и подтолкнул собравшихся весной 553 года отцов, как можно быстрее, перед открытием собора, ударить по оригенистам. Скорей всего, что в то же время, полагаясь на прежние 10 анафематизмов Юстиниана, были разработаны новые 15 анафематизмов. Которые в Палестине подписали почти все игумены, кроме неолавритов. Выдвинутый Юстинианом патриарх Евстохий привлек военную силу, после чего Новую Лавру было очищено, и уже после в 555 году туда были заселены 120 православных монахов из монастыря Мар-саба, а также других монастырей.
Отцы собора, которые принимали участие при суждении оригенизма перед официальным открытием собора 553 года, как вселенского, могли основываться психологически смотря на неулегшуюся смуту и причислить к еретикам Оригена, как бы в тихую относя осуждение Оригена к V Вселенскому собору.
Но все же Ориген был осужден не вселенским собором.
Ввиду того, что Запад весьма принципиально настаивал на посмертном осуждении лиц, и тот факт, что при V Вселенском соборе ни папа Виргилий, а также никто больше на Западе, не говорят об Оригене, как о спорном лице – говорит о том, что лично Ориген не был осужден.
Источник: http://www.sedmitza.ru/text/435245.html
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Последние новости раздела Сила слова
- Привлекаем любовь с помощью мантр - 03.03.15
- Медитация Ошо Девавани - 26.12.14
- Общение повышает эффективность труда - 25.11.14
- Завершить неприятный диалог - 11.11.14
- Сила слова, или как частица «не» влияет на наше подсознание - 28.10.14
- Сила в словах - 05.10.14
- Правила общения с «офисными вампирами» - 31.08.14
- Пойте на здоровье - 30.08.14
- Сила аффирмаций - 24.08.14
- Слова-обереги - 17.08.14